Виды IT-аутсорсинга

Услуги ИТ аутсорсинга стабильно набирают обороты как на западном, так и на отечественном рынках. Каждый год фиксируется прирост в пределах 10-15%, а треть инфраструктуры российских компаний уже отданы на аутсорсинг. Эксперты области прогнозируют дальнейший рост этих цифр, а значит данная тема является востребованной и актуальной.

виды it аутсорсинга

По каким критериям разделяют услугу

IT аутсорсинг включает в себя несколько понятий и критериев определения. Общепринятой классификации видов у него нет, но можно выделить основные факторы, по которым удобно рассматривать его структуру. У специалистов и большинства игроков рынка принято проводить разделение по:

  • длительности;
  • объему;
  • срочности выполнения;
  • полноте процессов;
  • использованию инфраструктуры и сотрудников.

При заключении договора с компанией аутсорсером каждый из этих пунктов оговаривается отдельно. Клиенту важно понимать какие из них являются приоритетными для его бизнеса.

Продолжительность оказания услуг

Как и любой другой вид услуг, аутсорсинг может быть единоразовым либо постоянным. Как правило, разовые виды работ представляют заключаются в следующем:

  • установка и первый запуск оборудования;
  • настройка операционной системы и программного обеспечения;
  • виртуализация рабочих мест, перенос инфраструктуры в облачные сервисы;
  • изменение и настройка требуемых параметров, конфигурации оборудования.

Единоразовый вид аутсорсинга подойдет тем компаниям, которые не нуждаются в регулярном присутствии специалиста. Это позволит обращаться к аутсорсеру лишь время от времени при большой загруженности или решении определенного рода задач.

Данные аналитических компаний показывают, что передача обслуживания ИТ инфраструктуры на аутсорсинг сокращает расходы практически вдвое. Для предпринимателя это возможность не содержать полноценный штат сотрудников, выплачивать им зарплату, премию и больничные (не стоит забывать и о налоговой инспекции). Дополнительно клиент застрахован на случай возникновения непредвиденных ситуаций и получает быстрое решение возникающих проблем (у аутсорсеров нет отпуска, больничных и т.д.).

Услуги, оказываемые клиенту на постоянной основе, могут включать в себя:

  • плановое обслуживание аппаратных и программных ресурсов компании;
  • обеспечение информационной безопасности отдельного узла или всей корпоративной сети;
  • администрирование удаленного доступа рабочих станций;
  • комплексный мониторинг состояния сетей и т.д.

Большинство компаний выбирают вариант предоставления услуги на постоянной основе. Это связано с тем, что в этом случае руководство освобождается от необходимости вести постоянный мониторинг состояния инфраструктуры. Достаточно передать ее на аутсорсинг специалистам, которые гораздо быстрее и эффективнее решат возникающие проблемы.

Задействование персонала и ИТ инфраструктуры

Услуги могут оказываться с использованием собственной или внешней инфраструктуры (процесс рассматривается от лица компании-аутсорсера). Внутренний вид IT аутсорсинга предполагает, что в ходе работ привлекается своя техническая база и персонал. Как пример: создание облачной инфраструктуры с последующей аппаратной и программной поддержкой. В данном случае компания-аутсорсер использует свои дата-центры, сетевое оборудование и программные продукты. А работоспособность сервиса обеспечивается собственными сотрудниками. Клиент только пользуется созданной для него инфраструктурой, проводя периодическую оплату, указанную в заранее составленном договоре.

Внутренний аутсорсинг востребован у клиентов, не имеющих собственных аппаратных и программных мощностей для обеспечения нормального функционирования инфраструктуры. Это, в основном, начинающие компании и предприятия, которые сталкиваются с необходимостью быстрого масштабирования.

Внешний аутсорсинг отличается тем, что при его использовании привлекается инфраструктура клиента. Приведем пару примеров:

  • аренда лицензированного ПО при его установке на рабочие и серверные станции клиента. Аутсорсер при этом выступает в качестве стороны, обеспечивающей бесперебойное функционирование программного продукта;
  • системный администратор (настройка или ремонт оборудования, установка программного обеспечения);
  • обслуживание рабочих станций с программными продуктами, устанавливаемыми клиентом самостоятельно.

Такой вид услуг востребован у компаний, у которых есть собственные аппаратные и программные мощности. Профит от использования аутсорсинга в данном случае заключается в возможности снизить расходы без ущерба для количества и качества решаемых инфраструктурой задач.

На практике встречаются ситуации, когда услуги аутсорсера носят смешанный характер: предоставляются с использованием внутренней и внешней инфраструктуры. Распространенный пример: удаленное администрирование серверов и рабочих станций, расположенных в офисе заказчика. Кроме “тонких клиентов”, аутсорсерам могут понадобится собственные серверы для резервных копий информации.

Первостепенность оказания IT услуг

В зависимости от задач, которые возлагаются на удаленных специалистов, различают рутинный и критичный аутсорсинг. Первая категория задач относится к разряду повседневных и требующих оперативной реакции. К таким относят:

  • плановое обслуживание рабочих станций и оргтехники;
  • обеспечения работоспособности службы поддержки, колл-центра и телефонии;
  • поддержка своевременного обновления и работоспособности программного обеспечения;
  • плановое обслуживание серверных станций.

Критический аутсорсинг предполагает передачу задач особой важности. К таким относят устранения всевозможных аварийных состояний аппаратных мощностей, возникновение внештатных ситуаций в работе ИТ-инфраструктуры, угроза информационной безопасности данных и т.д. Для обеспечения гарантий от последствий подобных ситуаций, время действий критического аутсорсинга прописывается в специальных единицах (SLA).

Полнота процессов, передаваемых аутсорсеру

Размер и задачи, решаемые IT инфраструктурой компании, требуют соответствующего подхода к организации ее работы. Поэтому целесообразно провести разделение по полноте процессов, делегируемых внешней стороне. По этому критерию аутсорсинг подразделяют на:

  • ресурсный;
  • функциональный (частичный);
  • стратегический (полный).

Ресурсные функции предполагают, что компания-аутсорсер предлагает свой персонал руководителю компании клиента. Он ставит им задачи, сроки их выполнения и планирует рабочий процесс. При необходимости аутсорсер может заменить отдельного сотрудника, если так будет необходимо заказчику. Подобная модель взаимодействия получила название “аутстаффинг” и востребована для тех клиентов, которые не имеют возможность содержать штат ИТ специалистов.

Функциональный аутсорсинг предполагает делегирование части функции по обслуживанию и поддержке функционирования инфраструктуры клиента. Как пример – аппаратная поддержка серверных станций передается на аутсорсинг, а программная поддержка осуществляется силами своих сотрудников. Смешанная схема работы является наиболее востребованной и распространенной моделью на сегодня.

Стратегический аутсорсинг предполагает полную передачу полномочий компании аутсорсеру. Клиент в данном случае лишь использует инфраструктуру для своих целей, не заботясь о ее функционировании и модернизации. Подобная схема является оптимальным решением для компаний, деятельность которых не связана с ИТ.

___

Наличие большого количества видов и способ оказания услуг открывает перед клиентом широкие возможности для передачи ИТ инфраструктуры на аутсорсинг. При необходимости наша компания поможет выбрать лучший вариант именно для вашего бизнеса. Для уточнения деталей обращайтесь по телефонам контактного центра или пишите нам на электронную почту.

Оставьте заявку

— мы вам перезвоним!

Задайте вопрос

— мы вам перезвоним!

Наверх